Искусство чтения лекций в опытах преподавателей факультета ВШОПФ

Автор: Ирина Милашевская

Речь - инструмент воздействия лектора на слушающую аудиторию. Она строится по законам языка в соответствии с потребностями выражаемой информации и организует лекционный материал в изложении преподавателя.

Так, вступление вроде: "Я вам это сейчас введу, а выведут вам это позже, на старшем курсе", - настраивает студентов на рабочий лад и говорит о перспективах высшего образования.

Переходя к объяснению основных терминов и понятий курса, следует помнить, что речь должна быть образной и выразительной, поэтому удачными можно считать примеры: "Вектор - это палка со стрелкой" или "Звёздочка - это другая форма рамки". Или: "Это называется "термодинамический потенциал" просто так". ""Просто так" в название не входит".

Чтобы заставить студентов задуматься над уже известными им терминами и понятиями, освежить их в памяти, неплохо использовать такие предложения: "Эта труба заполнена вакуумом", "Возьмём некоторое количество треугольных нулей", "обозначим эти точки буквами 1, 2, 3", "0бозначим это той же буквой 3", "0дни точки толще, другие реже". Студент обязательно вспомнит, что нули бывают треугольные, а точки - либо толстые, либо редкие. Стоит повторить и "формулу Ньютона, которая когда-нибудь "лейбница"".

Итак, образность и выразительность речи влияют на впечатления и воспоминания студентов. Логичность речи также является её основным коммуникативным качеством. С этой точки зрения хороши выражения: "Для простоты рассмотрим сложную задачу", "Возьмём нулевой вектор, ненулевой, конечно же", "Быстрая тряска вызовет мелкую дрожь".

Основным достоинством речи логичной является сохранение легко прослеживаемых студентом причинно-следственных связей. Это подтверждают следующие примеры: "Вавилов и Черенков наблюдали эффект Вавилова-Черенкова", "Скин-слой - это скин-слой, потому что экспонента - это экспонента".

Перейдем к рассмотрению такого особо важного коммуникативного качества речи, как точность. Точность необходима при проведении научного эксперимента. Сначала нужно задать его пространственно-временные рамки. Например: "Мы сейчас здесь потом..." или "Мы это сейчас потом рассмотрим". Предложение произвести сам эксперимент может выглядеть так: "Давайте замучаем осциллятор с затуханием".

Важно, чтобы студенты осознали серьёзность и значимость эксперимента, а также сложность производимых операций. Этому способствуют фразы вроде: "От этого косинуса до картинок 7 вёрст и всё лесом", "Это то, что зарывают под ковёр и не пишут в книжках", "Это вам не баран чихнул", "3десь специалист чёрт ногу сломит", "Просачивания сигнала с выхода на вход достаточно, чтобы система взвыла", "Сейчас я расшифрую, в чём заключается соль".

И всё же не стоит ставить перед студентами непосильных задач, ведь "если из курса диффуров выкинуть теорему сравнения, получится краткий курс для домохозяек". Вот так "на ерунде делается большая математика".

В ходе эксперимента следует направлять мысль аудитории в нужное русло, используя подсказки, которые должны быть предельно логичны. Как например, "Это абстракция, и не пытайтесь вдуматься!", "Для оценки можно принять 0.5", "Ну вы как маленькие нефизики!", "Вы же взрослые люди - вы должны рассуждать тривиально", "Зачем перед стартом отрезать себе ноги?!!", "Вынесем интегрирование из-под знака интегрирования", "Хотя интегралы брать не всегда хорошо", "В этом случае надо разлагаться до следующего порядка малости".

"Если что-то непонятно - нужно лезть в анализ, смотреть определения, иначе всё остальное встаёт". "Мы с некоторым напряжением догадались, что это очевидно", "Просто до идиотизма похоже на арктангенс!", "Стреляя по Коши и следя за тем, чтобы хвост отошёл, мы сможем отогнать нужную моду","Oт перемены мест слагаемых сумма если и изменится, то не в лучшую сторону", "Посмотрим, а не усреднится ли тут что-нибудь при усреднении?". Подчеркнуть эвристическую направленность эксперимента можно фразой: "Собака зарыта в банке с краской!".

Если же "исследования выявили полное несоответствие между экспериментом и опытом", следует сделать такое заключение; "Ружьё, которое мы повесили в марте, сейчас грохнет", "А вот на то, что было здесь или вчера, нам наплевать!", "Oставляем оператор без всего".

Напряжённая лекция может прерываться лирическими отступлениями, с целью разрядить обстановку. Это неплохая возможность для преподавателя продемонстрировать свою эрудированность и наблюдательность или напомнить студентам, что он такой же человек и ничто человеческое ему не чуждо. Выигрышными в этом плане признаны высказывания: "Это мой тазик - куда хочу, туда ставлю", "Я не далее как вчера забежал по некоторой надобности в парк Кулибина", "В отсутствие девушек в коллективе процветает матерная брань и другие формы алкоголизма", "Даровитый писатель, плодовитый даже!", "Вот идёт человек по улице, и сразу не видно: жулик он или бандит", "Поймаем в Африке негра и измерим его рост - 90 кг!", "Это обезьяна и это обезьяна - пересекать можно".

Также удачными можно считать фразы: "Я сейчас не идет вопрос о том, что...", "А сейчас величина будет принимать в прямом угле!", - т.к. вопросы действительно не ходят, а величины, даже самые первые, иногда принимают и, как правило, в прямых углах.

Преподаватель для студентов - наставник, человек с большим опытом и глубокими познаниями в области литературы, психологии и своей науки. Поддержать веру в это можно одной скромной фразой: "Я, в принципе, могу и солнце погасить: вы подойдите поближе к вечеру".

И последнее: формулы вежливости и соблюдение речевого этикета - лицо преподавателя. Лояльность и тактичность - залог успеха. Вот, например, "Я вас, кажется, уже посылал". Не менее важна в таких ситуациях и точность сообщения: "Я посылаю вас не на..., не в..., а к ...".

Итак, если студент усвоил, что "на экзамене на столе должны быть ручка, зачетка и голова, полная знаний", значит речь преподавателя была достаточно точной, логичной и выразительной, а курс лекций прочитан успешно.

Приведенное выше исследование имеет практическую ценность для начинающих преподавателей. Любые совпадения неслучайны: примеры имели место в действительности и были зафиксированы внимательными студентами.

Перед свадьбой ксения собчак.