Четвертый курс, весна: Физика полупроводников

Форма отчетности: экзамен

Оценки за экзамен (?)

Учебный год12344.555.5Ср. баллr(?)
2005-2006  335464.600.91
2006-2007   42564.880.87
2007-2008   4 424.700.85
2008-2009  153544.640.83

Владимир Яковлевич Алешкин

Владимир Яковлевич Алешкин

Доктор физико-математических наук, профессор

Расположение: 234 (ИФМ РАН)

Телефон: 234 (ИФМ РАН), 67-50-37


На 4 курсе в программе ВШОПФ появляются "твердотельные" предметы — "Введение в ФТТ" и "Физика полупроводников". Особенность и экзотичность физики твердого тела с точки зрения воспитанного на силе Миллера и гиротроне вшопфовца заключается в существенной "квантовости", не столь характерной для нелинейной оптики или вакуумной электроники.

Курс физики полупроводников условно можно разделить на две части — фундаментальную и прикладную. В первой части рассказывается об общих свойствах полупроводников, уделяя внимание принципиальным вещам, таким как зонная структура, статистика полупроводников и механизмы рассеяния носителей в полупроводниках. Эта часть, хотя и является наиболее теоретизированной, не содержит сложных выкладок, затрудняющих понимание материала. Во второй части описаны наиболее интересные эффекты, такие как неравновесные носители заряда, контактные явления, гетероструктуры. Важно отметить, что в этой части курса большое внимание уделяется экспериментальным и даже техническим деталям.

Курс читает ведущий научный сотрудник отдела физики полупроводников ИФМ РАН Владимир Яковлевич Алешкин. Его манеру преподавания выгодно отличает доходчивое и ясное изложение материала, что наряду с четким и глубоким пониманием предмета и умением выделить принципиальные тонкости присуще далеко не каждому лектору. Общение строится по принципу "профессионал — профессионалам", что (несмотря на все вышесказанное) иногда усложняет понимание; кроме того, это не позволяет в течении семестра расслабляться: чтобы понять очередную лекцию, нужно достаточно хорошо представлять себе весь пройденный материал. Вообще, курсу в целом присуща вшопфовская концепция — "учиться легко, тяжело не учиться". Немаловажным обстоятельством является доступность литературы (хотя бы в электронном варианте), по форме изложения соответствующей разделам курса.

Форма отчетности по предмету, видимо, меняется из года в год. В год, когда учился автор текста, в течении курса были заданы 3 задачи, по которым нужно было отчитаться до экзамена. На год позже по окончании каждой серьезной темы давалась задача для домашнего решения (всего за курс было примерно 4 задачи); раз в неделю после пар выделялось время для сдачи этих задач. Несмотря на название — "сдача задачи", это был, фактически, мини-коллоквиум по соответствующей части курса. Студенты должны были предоставить решенную задачу в письменном виде, а потом ответить на серию вопросов по материалу. В принципе, при ответе можно было пользоваться любыми материалами, но это, во-первых, сильно замедляло сдачу (сдают все готовые студенты вместе, и, если вы хотите воспользоваться тетрадкой, Владимир Яковлевич переходит к следующему студенту, давая вам время подумать), а, кроме того, видимо, мнение преподавателя о вас все же зависит от того, пользовались ли вы чем-либо при ответе. В дополнение к задачам, каждый год студентам предлагается сделать "лабораторную работу", которая на самом деле является вычислительной работой на компьютере Владимира Яковлевича (не путать с лабораторными работами по ФТТ, которые стоят в расписании) и должна быть выполнена в MathCad'е.

Схема сдачи экзамена "упрощенная" — пользоваться литературой можно, но только пока готовишь ответ на вопрос. Далее — беседа по билету и по курсу в целом, которая проходит далеко не поверхностно, поэтому для успешной сдачи экзамена иметь очень хорошее представление обо всем материале. Одним из сложных моментом при подготовке к экзамену является необходимость запомнить соответствие между названиями эффектов (которые в осносном названы именами ученых) и их сутью; это же отностится и к подготовке к "коллоквиумам". Практика показывает, что сдают все, а на редкой пересдаче применяется "обычная" схема — ничем нельзя пользоваться.

От себя: тему моей магистерской работы во многом определили впечатления от лекций по физики полупроводников. Посещайте, не пожалеете.

ноябрь 2006 г.

Материалы по курсу:

[Внимание! Прочитайте перед скачиванием]