Четвертый курс, осень: Вакуумная электроника

Форма отчетности: экзамен

Оценки за экзамен (?)

Учебный год12344.555.5Ср. баллr(?)
2005-2006   62764.810.84
2006-2007   2 785.120.64
2007-2008  32 614.380.83
2008-2009   5310 4.640.68

Михаил Иванович Петелин

Михаил Иванович Петелин

Профессор

Расположение: 4404

Телефон: 52-10, 36-59-21

Страничка на сайте ИПФ РАН


Перед началом этого курса у автора было примерно следующее ощущение (существует мнение, что оно появилось только потому, что автор не ходит на военную кафедру): "что, опять 'электронные лампы диод и триод'? Сейчас ведь транзисторы делают!" Но после первой же лекции ощущение сменилось на сосвем другое: нас научат гиротроны делать! Действительно, курс представляет по сути обзор различных приборов для генерации мощного ЭМ излучения: от ламп разных волн до гиротронов, магнетронов и клистронов. Особенностью курса является отсутствие тесной связи между разными его частями (во всяком случае в сравнении, например, с термодинамикой, особенно первым её семестром, или физикой плазмы), что вполне логично, т.к. рассматриваемые приборы весьма различны; в результате от курса не остается какого-то единого впечатления. Конечно, в курсе есть некоторый основной стержень — поиск синхронизма волны и электронного пучка в том или ином виде, но за развиваемой для каждого прибора новой теорией он с трудом прослеживается.

Предмет ведет Михаил Иванович Петелин. Лекции проходят довольно необычно: у преподавателя есть набор презентаций, на которых представлен основной материал, и доска используется только для пояснения непонятных студентам моментов и для изложения дополнительного материала, не попавшего в презентации. Такой стиль ведения лекции имеет двоякий эффект. С одной стороны, картинки и графики в презентациях намного более качественны, чем рисунки, которые могут быть изображены преподавателем на доске, что существенно облегчает понимание материала. С другой стороны, уследить за логикой выкладок намного проще, когда формулы выписываются одна за другой на доске, а не когда они сразу появляются выписанными на очередном слайде. Существующая же точка зрения, что наличие (и доступность) презентаций позволяет их не копировать себе в тетрадь, по мнению автора, не совсем верна, т.к. наиболее важная часть материала — комментарии к формулам и выкладкам — в презентациях отсутствуют, а записывать их без самих формул бессмысленно. Конечно, альтернативным вариантом является печать презентаций заранее, с тем, чтобы на лекциях вносить комментарии прямо в них. Автор не испытывал такого способа, но сильно сомневается в его эффективности.

В добавок к этому, поначалу несколько удивляет и затрудняет понимание возможность проводить рассуждения и получать результаты для произвольной формы резонатора/волновода/..., ничего конкретного не зная о его модах. Но излагаемая теория (за исключением отдельных моментов) не очень сложна, и вполне реально ее понять.

Система отчетности по курсу тоже довольно необычная. В течение семестра проводятся три контрольные; студенты, получившие пятерки за каждую контрольную, освобождаются от экзамена. Студенты, получившие две пятерки и одну четверку, имеют возможность в конце курса написать еще одну контрольную по всему курсу, и, в случае получения пятерки за нее, тоже освобождаются. Оставшиеся сдают экзамен. На контрольных разрешается пользоваться чем угодно (Михаил Иванович даже выписывает на доске значения основных мировых констант). Вариантов задач на контрольную много, и в большинстве своем задачи вполне решабельные, а некоторые — откровенно простые. Тем не менее, есть задачи, условие которых иногда не совсем понятно и даже такие, отношение которых к материалу лекций далеко не очевидно. По поводу таких задач вполне можно поговорить с преподавателем, возможно, вы поймете, что от вас хотят. Если же вы все равно не поняли, имеет смысл написать что-либо "на тему" и "в сторону ответа" задачи, может быть, Михаилу Ивановичу понравится ваша логика и он поставил 5 за задачу, даже если вы думаете, что вы её не решили. Таким образом, если вам повезет с задачами или повезет с мнением преподавателя о вашем решении, то вполне можно получить 5. На экзамене ситуация другая: пользоваться ничем не разрешается, и потому к экзамену нужно хорошо готовиться. Тем не менее, ниже четверки сдать сложно.

ноябрь 2006 г.

Материалы по курсу:

[Внимание! Прочитайте перед скачиванием]
Здесь размещаются бакуган игры, в которые можно поиграть онлайн.